Это мое тело

Современный человек, выросший в эпоху постмодерна и пользующийся всеми технологическими достижениями, по-прежнему находится в плену средневековых убеждений, когда речь заходит о теле. Многие из нас, как и далекие предки, всё еще не умеют уважительно относиться к собственному организму. Пытаясь «улучшить» или «исправить» свой облик, мы воспринимаем его как внешний объект, с которым мы должны мириться по воле обстоятельств. Можно ли иначе относиться к телесной оболочке и что от этого изменится в нашей жизни? Известный психолог Александра Вильвовская описывает три альтернативные точки зрения.

Тело–объект

Отношение к телу как к объекту, над которым мы, т.е. наша душа или разум, совершаем определенные действия, появилось в глубокой древности. Отчасти укреплению этого взгляда способствовала религия, которая противопоставляла духовное и телесное. В Новое и Новейшее время, когда ученые стали детально изучать анатомию и нейробиологию, восприятие тела как инструмента для жизнедеятельности только усилилось. Определенное влияние оказала и модная индустрия. Глянцевые издания и фитнес-тренеры убедили нас, что тело может быть «правильным» и «неправильным». Одни люди – красивые и спортивные, другие – нет. Первым надо сохранять свою форму, вторым – стремиться к идеалу.

Казалось бы, если людям удобно думать, что существуют они, и существует их тело, которым они управляют, то зачем искать другую точку зрения? В первую очередь потому, что на этом подходе основаны многие тревоги и фобии. «Моя фигура недостаточно привлекательная» или «Я не успеваю выполнить задуманное, поэтому мое тело не будет отдыхать» – популярные заблуждения, которыми мы оправдываем дополнительные физические нагрузки, чтобы достичь определенного морального удовлетворения. К этой же категории заблуждений относится и ношение неудобной обуви. Моему телу некомфортно на высоких каблуках, но я выгляжу соблазнительно в этих туфлях. В данном случае тело для нас не выступает даже в роли партнера, к которому мы прислушиваемся. Это своего рода машина, движения которой мы контролируем. И когда, рано или поздно, случается стресс или появляются заболевания, то мы виним неблагоприятную окружающую среду или слабый организм, но не себя самих.

Тело как отражение души

С развитием на рубеже XIX–XX столетий психоанализа появилось новое понимание тела и его связи с миром подсознания. Чтобы выявить взаимосвязь между духовным и телесным, потребовалась колоссальная работа многих поколений ученых. Одним из пионеров новой философии стал Зигмунд Фрейд. В многочисленных опытах психоанализа он доказывал, что физические проявления психоза, будь то заикания или припадки, являются отражением внутренних проблем человека. Если работать с душой (по терминологии Фрейда – подсознанием), то можно исправить физические недостатки.

Существенное развитие эта теория получила в работах американского ученого второй половины прошлого века Александра Лоуэна. Он считал, что любой душевный конфликт (связанный не только с сексуальным влечением) выражается в виде телесных напряжений. Наша психика, и осознанно, и бессознательно, оказывает непосредственное влияние на тело. Мы боимся – тело холодеет, сдерживаем гнев – напрягаются мышцы, а когда стесняемся, то сутулимся и отводим взгляд в сторону.

В теории Лоуэна существует принципиальное положение о том, что у человека существует жизненная энергия, которая обеспечивает как психическую жизнь индивида, так и его телесное существование. Поток энергии циркулирует по всему организму, и если человек сдерживает себя каким-либо образом, то энергия образует затор. Фактическое выражение этого процесса – напряжение в мышцах. Важнее всего тот факт, что энергия, которую мы тратим на сдерживание эмоций, как бы вычитается из общего потока. Т.е. чем человек свободнее в эмоциональном плане, тем больше его биоэнергия, и наоборот. Явным подтверждением этой гипотезы является общеизвестный факт о влиянии нервозного состояния на общее состояние организма. Когда человек долго нервничает или подавляет в себе негативные эмоции, он фактически становится слабее: он быстрее утомляется, у него пропадают силы на выполнение любых занятий, помимо походов на работу.

Такой взгляд на взаимодействие тела и разума довольно прочно укрепился в массовом мышлении. Например, мы часто говорим о психосоматических заболеваниях, т.е. о физическом недомогании, источником которого было длительное психологическое напряжение.

Тело-посланник

Совершенно иначе относятся к пониманию тела такие направления психотерапии как психосинтез, гештальт-терапия, соматическая терапия травмы и арт-терапия. Именно последнее из вышеперечисленных направлений набирает популярность в наши дни. Идея заключается в том, что тело способно самостоятельно выражать внутренние импульсы. Достаточно предоставить ему свободу выражения: танцевать, рисовать, писать текст. В процессе можно не только узнать о скрытых или неосознанных душевных порывах, но и трансформировать негативные внутренние импульсы в позитивные. Получается, что, отпуская сознание, мы позволяем подсознательным процессам в сотрудничестве с телом найти решение для внутренних терзаний. Другими словами, перенаправить застоявшуюся энергию в новое русло.

Тело-субъект

Существует еще одно, новое и весьма неоднозначное, понимание телесной сущности. Это интегральный взгляд, одним из авторов которого является современный американский философ Кен Уилбер. Как уже ясно из названия, данный метод подразумевает неразрывную связь между телесной и психической сущностью человека. Методология этого философского направления находится на стадии формирования, поэтому единственный принципиально важный термин, всё еще не переведен на русский язык. Это bodymind («телоразум»), который и определяет тело и душу как единую сущность. Т.е. любой опыт, будь то эмоциональный стресс или физическое напряжение, отпечатываются в теле, что в свою очередь – формирует новые реакции на внешние раздражители. По сути, это и есть постмодернистское понимание тела, которое действует не под контролем нашего сознания, а собственно является частью сознания. Своеобразным проявлением этого философского направления являются восточные практики. Наверняка, многие слышали о подвигах буддийских монахов, которые могли подвергнуть свой организм невероятным физическим нагрузкам, и при этом оставаться абсолютно здоровыми и совершенно спокойными.

 

Добавить комментарий: Зарегистрироваться или Войти.

Также в разделе

23.09.18

Почему им верят?

Потому, что хотят верить. Потому, что хотят думать, что на с...
смотреть все +

Современный человек, выросший в эпоху постмодерна и пользующийся всеми технологическими достижениями, по-прежнему находится в плену средневековых убеждений, когда речь заходит о теле. Многие из нас, как и далекие предки, всё еще не умеют уважительно относиться к собственному организму. Пытаясь «улучшить» или «исправить» свой облик, мы воспринимаем его как внешний объект, с которым мы должны мириться по воле обстоятельств. Можно ли иначе относиться к телесной оболочке и что от этого изменится в нашей жизни? Известный психолог Александра Вильвовская описывает три альтернативные точки зрения.

Тело–объект

Отношение к телу как к объекту, над которым мы, т.е. наша душа или разум, совершаем определенные действия, появилось в глубокой древности. Отчасти укреплению этого взгляда способствовала религия, которая противопоставляла духовное и телесное. В Новое и Новейшее время, когда ученые стали детально изучать анатомию и нейробиологию, восприятие тела как инструмента для жизнедеятельности только усилилось. Определенное влияние оказала и модная индустрия. Глянцевые издания и фитнес-тренеры убедили нас, что тело может быть «правильным» и «неправильным». Одни люди – красивые и спортивные, другие – нет. Первым надо сохранять свою форму, вторым – стремиться к идеалу.

Казалось бы, если людям удобно думать, что существуют они, и существует их тело, которым они управляют, то зачем искать другую точку зрения? В первую очередь потому, что на этом подходе основаны многие тревоги и фобии. «Моя фигура недостаточно привлекательная» или «Я не успеваю выполнить задуманное, поэтому мое тело не будет отдыхать» – популярные заблуждения, которыми мы оправдываем дополнительные физические нагрузки, чтобы достичь определенного морального удовлетворения. К этой же категории заблуждений относится и ношение неудобной обуви. Моему телу некомфортно на высоких каблуках, но я выгляжу соблазнительно в этих туфлях. В данном случае тело для нас не выступает даже в роли партнера, к которому мы прислушиваемся. Это своего рода машина, движения которой мы контролируем. И когда, рано или поздно, случается стресс или появляются заболевания, то мы виним неблагоприятную окружающую среду или слабый организм, но не себя самих.

Тело как отражение души

С развитием на рубеже XIX–XX столетий психоанализа появилось новое понимание тела и его связи с миром подсознания. Чтобы выявить взаимосвязь между духовным и телесным, потребовалась колоссальная работа многих поколений ученых. Одним из пионеров новой философии стал Зигмунд Фрейд. В многочисленных опытах психоанализа он доказывал, что физические проявления психоза, будь то заикания или припадки, являются отражением внутренних проблем человека. Если работать с душой (по терминологии Фрейда – подсознанием), то можно исправить физические недостатки.

Существенное развитие эта теория получила в работах американского ученого второй половины прошлого века Александра Лоуэна. Он считал, что любой душевный конфликт (связанный не только с сексуальным влечением) выражается в виде телесных напряжений. Наша психика, и осознанно, и бессознательно, оказывает непосредственное влияние на тело. Мы боимся – тело холодеет, сдерживаем гнев – напрягаются мышцы, а когда стесняемся, то сутулимся и отводим взгляд в сторону.

В теории Лоуэна существует принципиальное положение о том, что у человека существует жизненная энергия, которая обеспечивает как психическую жизнь индивида, так и его телесное существование. Поток энергии циркулирует по всему организму, и если человек сдерживает себя каким-либо образом, то энергия образует затор. Фактическое выражение этого процесса – напряжение в мышцах. Важнее всего тот факт, что энергия, которую мы тратим на сдерживание эмоций, как бы вычитается из общего потока. Т.е. чем человек свободнее в эмоциональном плане, тем больше его биоэнергия, и наоборот. Явным подтверждением этой гипотезы является общеизвестный факт о влиянии нервозного состояния на общее состояние организма. Когда человек долго нервничает или подавляет в себе негативные эмоции, он фактически становится слабее: он быстрее утомляется, у него пропадают силы на выполнение любых занятий, помимо походов на работу.

Такой взгляд на взаимодействие тела и разума довольно прочно укрепился в массовом мышлении. Например, мы часто говорим о психосоматических заболеваниях, т.е. о физическом недомогании, источником которого было длительное психологическое напряжение.

Тело-посланник

Совершенно иначе относятся к пониманию тела такие направления психотерапии как психосинтез, гештальт-терапия, соматическая терапия травмы и арт-терапия. Именно последнее из вышеперечисленных направлений набирает популярность в наши дни. Идея заключается в том, что тело способно самостоятельно выражать внутренние импульсы. Достаточно предоставить ему свободу выражения: танцевать, рисовать, писать текст. В процессе можно не только узнать о скрытых или неосознанных душевных порывах, но и трансформировать негативные внутренние импульсы в позитивные. Получается, что, отпуская сознание, мы позволяем подсознательным процессам в сотрудничестве с телом найти решение для внутренних терзаний. Другими словами, перенаправить застоявшуюся энергию в новое русло.

Тело-субъект

Существует еще одно, новое и весьма неоднозначное, понимание телесной сущности. Это интегральный взгляд, одним из авторов которого является современный американский философ Кен Уилбер. Как уже ясно из названия, данный метод подразумевает неразрывную связь между телесной и психической сущностью человека. Методология этого философского направления находится на стадии формирования, поэтому единственный принципиально важный термин, всё еще не переведен на русский язык. Это bodymind («телоразум»), который и определяет тело и душу как единую сущность. Т.е. любой опыт, будь то эмоциональный стресс или физическое напряжение, отпечатываются в теле, что в свою очередь – формирует новые реакции на внешние раздражители. По сути, это и есть постмодернистское понимание тела, которое действует не под контролем нашего сознания, а собственно является частью сознания. Своеобразным проявлением этого философского направления являются восточные практики. Наверняка, многие слышали о подвигах буддийских монахов, которые могли подвергнуть свой организм невероятным физическим нагрузкам, и при этом оставаться абсолютно здоровыми и совершенно спокойными.

 

Источник информации eroskosmos.org
Добавить комментарий: Зарегистрироваться или Войти.