Здравствуй, пятница!

Почему крупнейшая распродажа в году происходит по пятницам, и с какой стати этот день называют «черным»? Предлагаем вашему вниманию небольшой экскурс в историю торговли.

Черный трафик

Термин «черная пятница» возник в середине прошлого столетия в городе Филадельфия (США), а его авторами являются сотрудники дорожной полиции. Дело в том, что в четвертый четверг ноября американцы отмечают национальный праздник – День Благодарения. Традиционно рабочие получают выходной, чтобы встретиться с семьей за праздничным столом, даже если для этого надо приехать из другого города. И так уж исторически сложилось, что с конца ноября магазины начинают сезонную распродажу в преддверии Рождества. Эти два явления были причиной колоссального роста трафика на дорогах крупных городов, в частности, Филадельфии. Полицейские, которым буквально приходилось разруливать потоки автомобилей и пешеходов, в сердцах назвали пятницу после Дня Благодарения «черной».

В течение нескольких лет термин укоренился в лексиконе торговцев во всей Пенсильвании. Правда, многим не нравились коннотации, связанные с прилагательным «черный», поэтому поначалу предпринимались попытки ввести в обиход другой термин – «Большая пятница». Однако данное начинание не увенчалось успехом, и всё больше жителей Восточного побережья США совершали покупки в Черную пятницу.

Популяризация

В начале 1980-х годов благодаря рекламе термин «Черная пятница» стал распространяться по всей территории США, причем исключительно как название распродаж. Из года в год руководители магазинов предлагали всё более выгодные условия покупок различных вещей, от новогодних сувениров до бытовой техники. И закономерно, что американцы стали каждый год откладывать деньги, чтобы потратить их в Черную пятницу. Причем распродажи происходят даже в таких специфичных сферах как свадебные костюмы.

Популярность распродажи лавинообразно выросла в 1990-е и даже усилилась в XXI веке. Теперь американцы в один единственный день тратят в магазинах $50 млрд. Небывалый спрос заставил торговые сети пересмотреть свои правила, и открывать двери магазинов не в 10 утра пятницы, а в 5 и даже в 4 часа утра. Новая эра

С распространением торговли через Интернет-магазины подход к распродажам в корне изменился. Многие магазины предпочитают продавать залежалый товар со скидкой чаще, чем раз в год. Успешнее всех в этом оказался интернет-гигант Amazon. В 2015 году ритейлер впервые провел распродажу, сравнимую с ноябрьской - в июле. Это событие получило название Prime Day. Популярность интернет-магазина и возможность купить вещи по выгодной цене сделали своё дело: «Черная пятница в июле» стала ежегодным мероприятием не только на Amazon, но и на сайтах конкурентов.

Еще одним нововведением в XXI веке стал кибер-понедельник. Совершенно очевидно, что не все желающие успевают затовариться в один день. Торговая лихорадка продолжается и в понедельник после Черной пятницы. Только на этот раз люди сёрфят интернет-магазины, находясь на работе. Торговые сети решили подтолкнуть клиентов к совершению новых покупок, поэтому изобрели этот новый термин.

По сути, американцы – нация бережливых людей. Одним из фундаментальных правил, прочно укоренившихся в менталитете, является бережное отношение к заработанным деньгам. Именно это и стало причиной такой популярности распродаж, особенно Черной пятницы. То, что у нас по телевизору показывают как безумства общества потребления, в действительности – закономерное желание сэкономить кровные. Тем более, сейчас 80-процентные скидки предлагают и в онлайн-магазинах, поэтому можно спокойно и без спешки выбрать всё необходимое, сидя дома на диване. Остается надеяться, что традиция предновогодних распродаж по-настоящему распространится и в России.

Также в разделе

23.09.18

Почему им верят?

Потому, что хотят верить. Потому, что хотят думать, что на с...
смотреть все +

Почему крупнейшая распродажа в году происходит по пятницам, и с какой стати этот день называют «черным»? Предлагаем вашему вниманию небольшой экскурс в историю торговли.

Черный трафик

Термин «черная пятница» возник в середине прошлого столетия в городе Филадельфия (США), а его авторами являются сотрудники дорожной полиции. Дело в том, что в четвертый четверг ноября американцы отмечают национальный праздник – День Благодарения. Традиционно рабочие получают выходной, чтобы встретиться с семьей за праздничным столом, даже если для этого надо приехать из другого города. И так уж исторически сложилось, что с конца ноября магазины начинают сезонную распродажу в преддверии Рождества. Эти два явления были причиной колоссального роста трафика на дорогах крупных городов, в частности, Филадельфии. Полицейские, которым буквально приходилось разруливать потоки автомобилей и пешеходов, в сердцах назвали пятницу после Дня Благодарения «черной».

В течение нескольких лет термин укоренился в лексиконе торговцев во всей Пенсильвании. Правда, многим не нравились коннотации, связанные с прилагательным «черный», поэтому поначалу предпринимались попытки ввести в обиход другой термин – «Большая пятница». Однако данное начинание не увенчалось успехом, и всё больше жителей Восточного побережья США совершали покупки в Черную пятницу.

Популяризация

В начале 1980-х годов благодаря рекламе термин «Черная пятница» стал распространяться по всей территории США, причем исключительно как название распродаж. Из года в год руководители магазинов предлагали всё более выгодные условия покупок различных вещей, от новогодних сувениров до бытовой техники. И закономерно, что американцы стали каждый год откладывать деньги, чтобы потратить их в Черную пятницу. Причем распродажи происходят даже в таких специфичных сферах как свадебные костюмы.

Популярность распродажи лавинообразно выросла в 1990-е и даже усилилась в XXI веке. Теперь американцы в один единственный день тратят в магазинах $50 млрд. Небывалый спрос заставил торговые сети пересмотреть свои правила, и открывать двери магазинов не в 10 утра пятницы, а в 5 и даже в 4 часа утра. Новая эра

С распространением торговли через Интернет-магазины подход к распродажам в корне изменился. Многие магазины предпочитают продавать залежалый товар со скидкой чаще, чем раз в год. Успешнее всех в этом оказался интернет-гигант Amazon. В 2015 году ритейлер впервые провел распродажу, сравнимую с ноябрьской - в июле. Это событие получило название Prime Day. Популярность интернет-магазина и возможность купить вещи по выгодной цене сделали своё дело: «Черная пятница в июле» стала ежегодным мероприятием не только на Amazon, но и на сайтах конкурентов.

Еще одним нововведением в XXI веке стал кибер-понедельник. Совершенно очевидно, что не все желающие успевают затовариться в один день. Торговая лихорадка продолжается и в понедельник после Черной пятницы. Только на этот раз люди сёрфят интернет-магазины, находясь на работе. Торговые сети решили подтолкнуть клиентов к совершению новых покупок, поэтому изобрели этот новый термин.

По сути, американцы – нация бережливых людей. Одним из фундаментальных правил, прочно укоренившихся в менталитете, является бережное отношение к заработанным деньгам. Именно это и стало причиной такой популярности распродаж, особенно Черной пятницы. То, что у нас по телевизору показывают как безумства общества потребления, в действительности – закономерное желание сэкономить кровные. Тем более, сейчас 80-процентные скидки предлагают и в онлайн-магазинах, поэтому можно спокойно и без спешки выбрать всё необходимое, сидя дома на диване. Остается надеяться, что традиция предновогодних распродаж по-настоящему распространится и в России.