А теперь поговорим о физике

Автор переводной статьи, опубликованной на inosmi.ru Лукаш Страшик, исследовав многочисленные научные материалы в области определения IQ, пришел к выводу, что человечество глупеет. Тема настолько интересна, что невольно захотелось порассуждать вместе с ним о причинах этого явления. Хоть я и не отношусь к категории ученых, но ответы на некоторые вопросы мне кажутся вполне очевидными.

Так что же происходит с нашим интеллектом? Ученые из Венского университета считают, что с начала столетия до середины 80х (отбрасывая неточности перевода) средний IQ человечества, вырос на 30 пунктов. Хоть значение достигнутого показателя в публикации и не указано, возьмем среднестатистическое, порядка 100 баллов (выше 140 – это уже выдающие личности, например, Стивен Хокинг). С середины 80х началась стагнация, переходящая в регресс.

Что-то меняется. Это безусловно. Однако, нет смысла дифференцировать риторические способности, математическую грамотность и пространственное мышление, как пробует делать автор статьи.  Речь идет о чем-то более глобальном.

Во-первых, нарастающий в геометрической прогрессии поток информации, которую приходится переваривать среднестатистическому человеку. Об этом, еще задолго до зарождения эпохи цифровых технологий, говорил величайший писатель Артур Конан Дойль устами своего самого знаменитого героя.

Диалог Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

- История, философия? В руки не беру.

- Ну а как же Аристотель, Жанна Де Арк, Коперник?

- Коперник? Знакомая фамилия. Что он сделал?

- Ну ведь это же он открыл, что земля вращается вокруг солнца. Или этот факт вам тоже не известен?

- Но мои глаза говорят мне другое. Впрочем, может он и прав, этот ваш Коперник.

- Простите, сразу видно, что вы человек острого ума, но как же вы не знаете вещей, которые известны каждому школьнику?

- Ну, когда я был школьником, я это знал. А потом основательно забыл.

- Вы что, хвастаетесь своим невежеством?

- А вы можете отличить грязь на Ридженс-стрит от грязи на Пикадилли, или пепел Манильской сигары от пепла Гаванской? Человеческий мозг – это пустой чердак, куда можно набить все, что угодно. Дурак так и делает. Тащит туда все нужное и не нужное. И наконец наступает момент, когда самое нужное туда уже не запихнешь. В моем чердаке только необходимые мне инструменты. Но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно.

- По-вашему, учение Коперника – это хлам?

Сказанное Шерлоком Холмсом – пророчество, означающее, что современная эпоха потребует от нас высокой специализации в отдельных отраслях знаний. Поэтому получается, что говорить о среднестатистическом IQ все равно, что о средней температуре больных в палате. А таких всезнаек, как Александр Друзь у нас с вами считанные единицы, быть может даже он один такой.

Во-вторых, не следует забывать систему современного образования, построенного на тестировании. Соединенные Штаты и Европа уже давно перешли к этому суррогату оценки человеческих знаний. Россия позднее присоединилась к новомодному «научному анклаву».

Мне вспоминается случай из моей студенческой жизни. Экзамен по физике. Все вытянули билеты и сели за парты. Наступила гробовая тишина, которую прервал профессор, шумно встав из-за стола и удалившись в коридор. Тишина продолжалась в течение пяти минут, потом послышался шорох доставаемых «флагов» и даже учебников. Через полчаса недоумение студентов, подготовленных к ответу, прервалось негромким стуком в двери аудитории.

- Все всё успели? - спросил профессор с ноткой иронии в голосе.

Когда я вышла отвечать, он равнодушно выслушал мои ответы на вопросы в билете, и отодвинув несколько исписанных мелким почерком листов, сказал:

- Все это замечательно. А теперь давайте поговорим о физике.  

На этом экзамене я получила «четверку», которая тогда мне показалась нобелевской премией. Вот такие были у нас преподаватели. И, наверное, не только у нас. Это был признак времени. Студентов учили мыслить.

А что касается тестирования, то вспоминается старый анекдот, и пусть сегодняшние студенты, выпускники и преподаватели ВУЗов-фигурантов этого анекдота не обижаются на меня, а отнесутся к этому как к старому, доброму студенческому фольклору.  

Опять-таки, экзамен по физике. Вопрос для студентов УПИ: в каких единицах измеряется сила тока?

Вопрос для студентов педагогического института: в каких единицах измеряется сила тока? Ответы: ампер, килограмм.

Вопрос для студентов лесотехнической академии: а не в амперах ли измеряется сила тока?

Хотелось закончить без вывода, который и в самом деле очевиден. Но, тем не менее, следует понимать, что сам по себе вопрос «как определить IQ» становится полемичным, точно также, как и то, что система современного образования, шагая в ногу с прогрессом, становится своего рода «фаст-фудом».

Марина Краева, журналист

Добавить комментарий: Зарегистрироваться или Войти.

Также в разделе

28.02.19

Новый нарциссизм

Новый нарциссизм. Что это? Дань моде? Субкультура двадцать п...
23.09.18

Почему им верят?

Потому, что хотят верить. Потому, что хотят думать, что на с...
смотреть все +

Автор переводной статьи, опубликованной на inosmi.ru Лукаш Страшик, исследовав многочисленные научные материалы в области определения IQ, пришел к выводу, что человечество глупеет. Тема настолько интересна, что невольно захотелось порассуждать вместе с ним о причинах этого явления. Хоть я и не отношусь к категории ученых, но ответы на некоторые вопросы мне кажутся вполне очевидными.

Так что же происходит с нашим интеллектом? Ученые из Венского университета считают, что с начала столетия до середины 80х (отбрасывая неточности перевода) средний IQ человечества, вырос на 30 пунктов. Хоть значение достигнутого показателя в публикации и не указано, возьмем среднестатистическое, порядка 100 баллов (выше 140 – это уже выдающие личности, например, Стивен Хокинг). С середины 80х началась стагнация, переходящая в регресс.

Что-то меняется. Это безусловно. Однако, нет смысла дифференцировать риторические способности, математическую грамотность и пространственное мышление, как пробует делать автор статьи.  Речь идет о чем-то более глобальном.

Во-первых, нарастающий в геометрической прогрессии поток информации, которую приходится переваривать среднестатистическому человеку. Об этом, еще задолго до зарождения эпохи цифровых технологий, говорил величайший писатель Артур Конан Дойль устами своего самого знаменитого героя.

Диалог Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

- История, философия? В руки не беру.

- Ну а как же Аристотель, Жанна Де Арк, Коперник?

- Коперник? Знакомая фамилия. Что он сделал?

- Ну ведь это же он открыл, что земля вращается вокруг солнца. Или этот факт вам тоже не известен?

- Но мои глаза говорят мне другое. Впрочем, может он и прав, этот ваш Коперник.

- Простите, сразу видно, что вы человек острого ума, но как же вы не знаете вещей, которые известны каждому школьнику?

- Ну, когда я был школьником, я это знал. А потом основательно забыл.

- Вы что, хвастаетесь своим невежеством?

- А вы можете отличить грязь на Ридженс-стрит от грязи на Пикадилли, или пепел Манильской сигары от пепла Гаванской? Человеческий мозг – это пустой чердак, куда можно набить все, что угодно. Дурак так и делает. Тащит туда все нужное и не нужное. И наконец наступает момент, когда самое нужное туда уже не запихнешь. В моем чердаке только необходимые мне инструменты. Но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно.

- По-вашему, учение Коперника – это хлам?

Сказанное Шерлоком Холмсом – пророчество, означающее, что современная эпоха потребует от нас высокой специализации в отдельных отраслях знаний. Поэтому получается, что говорить о среднестатистическом IQ все равно, что о средней температуре больных в палате. А таких всезнаек, как Александр Друзь у нас с вами считанные единицы, быть может даже он один такой.

Во-вторых, не следует забывать систему современного образования, построенного на тестировании. Соединенные Штаты и Европа уже давно перешли к этому суррогату оценки человеческих знаний. Россия позднее присоединилась к новомодному «научному анклаву».

Мне вспоминается случай из моей студенческой жизни. Экзамен по физике. Все вытянули билеты и сели за парты. Наступила гробовая тишина, которую прервал профессор, шумно встав из-за стола и удалившись в коридор. Тишина продолжалась в течение пяти минут, потом послышался шорох доставаемых «флагов» и даже учебников. Через полчаса недоумение студентов, подготовленных к ответу, прервалось негромким стуком в двери аудитории.

- Все всё успели? - спросил профессор с ноткой иронии в голосе.

Когда я вышла отвечать, он равнодушно выслушал мои ответы на вопросы в билете, и отодвинув несколько исписанных мелким почерком листов, сказал:

- Все это замечательно. А теперь давайте поговорим о физике.  

На этом экзамене я получила «четверку», которая тогда мне показалась нобелевской премией. Вот такие были у нас преподаватели. И, наверное, не только у нас. Это был признак времени. Студентов учили мыслить.

А что касается тестирования, то вспоминается старый анекдот, и пусть сегодняшние студенты, выпускники и преподаватели ВУЗов-фигурантов этого анекдота не обижаются на меня, а отнесутся к этому как к старому, доброму студенческому фольклору.  

Опять-таки, экзамен по физике. Вопрос для студентов УПИ: в каких единицах измеряется сила тока?

Вопрос для студентов педагогического института: в каких единицах измеряется сила тока? Ответы: ампер, килограмм.

Вопрос для студентов лесотехнической академии: а не в амперах ли измеряется сила тока?

Хотелось закончить без вывода, который и в самом деле очевиден. Но, тем не менее, следует понимать, что сам по себе вопрос «как определить IQ» становится полемичным, точно также, как и то, что система современного образования, шагая в ногу с прогрессом, становится своего рода «фаст-фудом».

Марина Краева, журналист

Добавить комментарий: Зарегистрироваться или Войти.