Мы по-разному относимся к собственному телу. По-разному - в зависимости от обстоятельств. Для того, чтобы прокачать наш имидж и поддержать физическую и умственную работоспособность мы планируем тренировки и диеты, рассматривая наше тело как внешний объект, над которым необходимо провести определенную работу. Если у нас плохое настроение и на работе хронически не складываются отношения с руководством, мы выходим на пешие прогулки, пробуем делать гимнастические упражнения, принимаем контрастный душ, в общем все для того, чтобы побороть стрессовое состояние. В этой ситуации мы воспринимаем тело как с отражение души. Многие уходят дальше, начиная заниматься медитативными практиками, и подсознательно вступают в интегральную форму взаимодействия тела и разума. Возможно, более глубокое понимание моделей взаимодействия двух человеческих сущностей позволит нам более осознанно отнестись к тому, что мы называем архитектурой нашей повседневности. Известный психолог Александра Вильвовская выделяет четыре модели: тело как внешний объект, тело как отражение души, тело – посредник, тело – субъект.
Тело–объект
Тело как внешний объект, над которым мы, т.е. наша душа или разум, совершаем определенные действия, появилось в глубокой древности. Отчасти укреплению этого взгляда способствовала религия, которая противопоставляла духовное и телесное. В Новое и Новейшее время, когда ученые стали детально изучать анатомию и нейробиологию, восприятие тела как инструмента для жизнедеятельности только усилилось. Определенное влияние оказала и модная индустрия. Глянцевые издания и фитнес-тренеры убедили нас, что тело может быть «правильным» и «неправильным». Одни люди – красивые и спортивные, другие – нет. Первым надо сохранять свою форму, вторым – стремиться к идеалу.
Казалось бы, если людям удобно думать, что существуют они, и существует их тело, которым они управляют, то зачем искать другую точку зрения? В первую очередь потому, что на этом подходе основаны многие тревоги и фобии. «Моя фигура недостаточно привлекательная» или «Я не успеваю выполнить задуманное, поэтому мое тело не будет отдыхать» – популярные заблуждения, которыми мы оправдываем дополнительные физические нагрузки, чтобы достичь определенного морального удовлетворения. К этой же категории заблуждений относится, например, и ношение неудобной обуви. Моему телу некомфортно на высоких каблуках, но я выгляжу соблазнительно в этих туфлях. В данном случае тело - своего рода машина, работу которой мы контролируем.
Сегодня это наиболее распространенный подход к природе нашей телесности, который прочно обосновался в фитнесе и модной индустрии.
Тело как отражение души
С развитием на рубеже XIX–XX столетий психоанализа появилось новое понимание тела и его связи с миром подсознания: тело как отражение души. Чтобы выявить взаимосвязь между духовным и телесным, потребовалась колоссальная работа многих поколений ученых. Одним из пионеров новой философии стал Зигмунд Фрейд. В многочисленных опытах психоанализа он доказывал, что физические проявления психоза, например то заикания, являются отражением внутренних проблем человека. Если работать с душой, по-другому с подсознанием, то можно исправить физические недостатки.
Существенное развитие эта теория получила в работах американского ученого второй половины прошлого века Александра Лоуэна. Он считал, что любой душевный конфликт выражается в виде телесных напряжений. Наша психика, и осознанно, и бессознательно, оказывает непосредственное влияние на тело. Мы боимся – тело холодеет, сдерживаем гнев – напрягаются мышцы, а когда стесняемся, то сутулимся и отводим взгляд в сторону.
В теории Лоуэна существует принципиальное положение о том, что у человека существует жизненная энергия, которая обеспечивает как психическую жизнь индивида, так и его телесное существование. Поток энергии циркулирует по всему организму, и если человек сдерживает себя каким-либо образом, то энергия образует затор. Фактическое выражение этого процесса – напряжение в мышцах. Важнее всего тот факт, что энергия, которую мы тратим на сдерживание эмоций, как бы вычитается из общего потока. Т.е. чем человек свободнее в эмоциональном плане, тем больше его биоэнергия, и наоборот. Явным подтверждением этой гипотезы является общеизвестный факт о влиянии нервозного состояния на общее состояние организма. Когда человек долго нервничает или подавляет в себе негативные эмоции, он фактически становится слабее: он быстрее утомляется, у него пропадают силы на выполнение любых занятий, помимо походов на работу.
Такой взгляд на взаимодействие тела и разума является довольно распространенным. Например, мы часто говорим о психосоматических заболеваниях, т.е. о физическом недомогании, источником которого было длительное психологическое напряжение.
Тело-посредник
Совершенно иначе относятся к пониманию тела такие направления психотерапии как психосинтез, гештальт-терапия, соматическая терапия травмы и арт-терапия. Именно последнее из вышеперечисленных направлений набирает популярность в наши дни. Идея заключается в том, что тело способно самостоятельно выражать внутренние импульсы. Достаточно предоставить ему свободу выражения: танцевать, рисовать, писать текст. В процессе можно не только узнать о скрытых или неосознанных душевных порывах, но и трансформировать негативные внутренние импульсы в позитивные. Получается, что, отпуская сознание, мы позволяем подсознательным процессам в сотрудничестве с телом найти решение для внутренних терзаний. Другими словами, перенаправить застоявшуюся энергию в новое русло.
От автора можно добавить лишь то, что эта модель взаимодействия тела и разума является наиболее сложной для понимания и популярности не приобрела.
Тело-субъект
Существует еще одно, новое и весьма неоднозначное, понимание телесной сущности. Это интегральный взгляд на взаимодействие тела и разума, одним из авторов которого является современный американский философ Кен Уилбер. Как уже ясно из названия, данный подход подразумевает неразрывную связь между телесной и ментальной сущностью человека. Методология этого философского направления находится на стадии формирования, поэтому единственный принципиально важный термин, всё еще не переведен на русский язык. Это bodymind («телоразум»), который и определяет тело и душу как единую сущность. Т.е. любой опыт, будь то эмоциональный стресс или физическое напряжение, отпечатываются в теле, что в свою очередь – формирует новые реакции на внешние раздражители. По сути, это и есть постмодернистское понимание тела, которое действует не под контролем нашего сознания, а собственно, является частью сознания. Своеобразным проявлением этого философского направления являются восточные практики. Наверняка, многие слышали о подвигах буддийских монахов, которые могли подвергнуть свой организм невероятным физическим нагрузкам, и при этом оставаться абсолютно здоровыми и совершенно спокойными. Им это удается не потому, что они силой разума подавили тело. А потому, что через практику они перестали воспринимать разум и тело как стороны конфликта. Они ощутили себя единым полем суперсознания, внутри которого можно перенаправлять энергетические потоки.
Они знают, как успокоить волнение ума через успокоение дыхания, и наоборот. Их тело не подчиняется разуму - оно с ним сотрудничает на уровне, где нет разделения на команды и исполнение.
На этом можно было бы и закончить обзор взглядов на природу телесности. Но это значит закончить, не сказав главного. Не сказав того, о чём нам напоминает доктор Джо Диспенза:
в большинстве жизненных обстоятельств нашим разумом напрямую становится наше тело.
Его привычки, его химия, его застывшие реакции диктуют ход наших мыслей и предопределяют поступки, определяющие качество нашей жизни. Можно сказать, что взгляды Диспензы и взгляды Уилбера в чем-то близки. Однако точка зрения Диспезы не подразумевает компромиссов. Понять ее - значит сделать первый шаг к тому, чтобы обрести полную ясность во взаимодействии тела и разума, и перестать быть заложником собственного тела. До встречи в новом материале.
Мы по-разному относимся к собственному телу. По-разному - в зависимости от обстоятельств. Для того, чтобы прокачать наш имидж и поддержать физическую и умственную работоспособность мы планируем тренировки и диеты, рассматривая наше тело как внешний объект, над которым необходимо провести определенную работу. Если у нас плохое настроение и на работе хронически не складываются отношения с руководством, мы выходим на пешие прогулки, пробуем делать гимнастические упражнения, принимаем контрастный душ, в общем все для того, чтобы побороть стрессовое состояние. В этой ситуации мы воспринимаем тело как с отражение души. Многие уходят дальше, начиная заниматься медитативными практиками, и подсознательно вступают в интегральную форму взаимодействия тела и разума. Возможно, более глубокое понимание моделей взаимодействия двух человеческих сущностей позволит нам более осознанно отнестись к тому, что мы называем архитектурой нашей повседневности. Известный психолог Александра Вильвовская выделяет четыре модели: тело как внешний объект, тело как отражение души, тело – посредник, тело – субъект.
Тело–объект
Тело как внешний объект, над которым мы, т.е. наша душа или разум, совершаем определенные действия, появилось в глубокой древности. Отчасти укреплению этого взгляда способствовала религия, которая противопоставляла духовное и телесное. В Новое и Новейшее время, когда ученые стали детально изучать анатомию и нейробиологию, восприятие тела как инструмента для жизнедеятельности только усилилось. Определенное влияние оказала и модная индустрия. Глянцевые издания и фитнес-тренеры убедили нас, что тело может быть «правильным» и «неправильным». Одни люди – красивые и спортивные, другие – нет. Первым надо сохранять свою форму, вторым – стремиться к идеалу.
Казалось бы, если людям удобно думать, что существуют они, и существует их тело, которым они управляют, то зачем искать другую точку зрения? В первую очередь потому, что на этом подходе основаны многие тревоги и фобии. «Моя фигура недостаточно привлекательная» или «Я не успеваю выполнить задуманное, поэтому мое тело не будет отдыхать» – популярные заблуждения, которыми мы оправдываем дополнительные физические нагрузки, чтобы достичь определенного морального удовлетворения. К этой же категории заблуждений относится, например, и ношение неудобной обуви. Моему телу некомфортно на высоких каблуках, но я выгляжу соблазнительно в этих туфлях. В данном случае тело - своего рода машина, работу которой мы контролируем.
Сегодня это наиболее распространенный подход к природе нашей телесности, который прочно обосновался в фитнесе и модной индустрии.
Тело как отражение души
С развитием на рубеже XIX–XX столетий психоанализа появилось новое понимание тела и его связи с миром подсознания: тело как отражение души. Чтобы выявить взаимосвязь между духовным и телесным, потребовалась колоссальная работа многих поколений ученых. Одним из пионеров новой философии стал Зигмунд Фрейд. В многочисленных опытах психоанализа он доказывал, что физические проявления психоза, например то заикания, являются отражением внутренних проблем человека. Если работать с душой, по-другому с подсознанием, то можно исправить физические недостатки.
Существенное развитие эта теория получила в работах американского ученого второй половины прошлого века Александра Лоуэна. Он считал, что любой душевный конфликт выражается в виде телесных напряжений. Наша психика, и осознанно, и бессознательно, оказывает непосредственное влияние на тело. Мы боимся – тело холодеет, сдерживаем гнев – напрягаются мышцы, а когда стесняемся, то сутулимся и отводим взгляд в сторону.
В теории Лоуэна существует принципиальное положение о том, что у человека существует жизненная энергия, которая обеспечивает как психическую жизнь индивида, так и его телесное существование. Поток энергии циркулирует по всему организму, и если человек сдерживает себя каким-либо образом, то энергия образует затор. Фактическое выражение этого процесса – напряжение в мышцах. Важнее всего тот факт, что энергия, которую мы тратим на сдерживание эмоций, как бы вычитается из общего потока. Т.е. чем человек свободнее в эмоциональном плане, тем больше его биоэнергия, и наоборот. Явным подтверждением этой гипотезы является общеизвестный факт о влиянии нервозного состояния на общее состояние организма. Когда человек долго нервничает или подавляет в себе негативные эмоции, он фактически становится слабее: он быстрее утомляется, у него пропадают силы на выполнение любых занятий, помимо походов на работу.
Такой взгляд на взаимодействие тела и разума является довольно распространенным. Например, мы часто говорим о психосоматических заболеваниях, т.е. о физическом недомогании, источником которого было длительное психологическое напряжение.
Тело-посредник
Совершенно иначе относятся к пониманию тела такие направления психотерапии как психосинтез, гештальт-терапия, соматическая терапия травмы и арт-терапия. Именно последнее из вышеперечисленных направлений набирает популярность в наши дни. Идея заключается в том, что тело способно самостоятельно выражать внутренние импульсы. Достаточно предоставить ему свободу выражения: танцевать, рисовать, писать текст. В процессе можно не только узнать о скрытых или неосознанных душевных порывах, но и трансформировать негативные внутренние импульсы в позитивные. Получается, что, отпуская сознание, мы позволяем подсознательным процессам в сотрудничестве с телом найти решение для внутренних терзаний. Другими словами, перенаправить застоявшуюся энергию в новое русло.
От автора можно добавить лишь то, что эта модель взаимодействия тела и разума является наиболее сложной для понимания и популярности не приобрела.
Тело-субъект
Существует еще одно, новое и весьма неоднозначное, понимание телесной сущности. Это интегральный взгляд на взаимодействие тела и разума, одним из авторов которого является современный американский философ Кен Уилбер. Как уже ясно из названия, данный подход подразумевает неразрывную связь между телесной и ментальной сущностью человека. Методология этого философского направления находится на стадии формирования, поэтому единственный принципиально важный термин, всё еще не переведен на русский язык. Это bodymind («телоразум»), который и определяет тело и душу как единую сущность. Т.е. любой опыт, будь то эмоциональный стресс или физическое напряжение, отпечатываются в теле, что в свою очередь – формирует новые реакции на внешние раздражители. По сути, это и есть постмодернистское понимание тела, которое действует не под контролем нашего сознания, а собственно, является частью сознания. Своеобразным проявлением этого философского направления являются восточные практики. Наверняка, многие слышали о подвигах буддийских монахов, которые могли подвергнуть свой организм невероятным физическим нагрузкам, и при этом оставаться абсолютно здоровыми и совершенно спокойными. Им это удается не потому, что они силой разума подавили тело. А потому, что через практику они перестали воспринимать разум и тело как стороны конфликта. Они ощутили себя единым полем суперсознания, внутри которого можно перенаправлять энергетические потоки.
Они знают, как успокоить волнение ума через успокоение дыхания, и наоборот. Их тело не подчиняется разуму - оно с ним сотрудничает на уровне, где нет разделения на команды и исполнение.
На этом можно было бы и закончить обзор взглядов на природу телесности. Но это значит закончить, не сказав главного. Не сказав того, о чём нам напоминает доктор Джо Диспенза:
в большинстве жизненных обстоятельств нашим разумом напрямую становится наше тело.
Его привычки, его химия, его застывшие реакции диктуют ход наших мыслей и предопределяют поступки, определяющие качество нашей жизни. Можно сказать, что взгляды Диспензы и взгляды Уилбера в чем-то близки. Однако точка зрения Диспезы не подразумевает компромиссов. Понять ее - значит сделать первый шаг к тому, чтобы обрести полную ясность во взаимодействии тела и разума, и перестать быть заложником собственного тела. До встречи в новом материале.