Россия демонстрирует исключительные достижения в вопросе равноправия мужчин и женщин. В большинстве случаев, при создании вакансии, уровень оплаты труда устанавливается единый, вне зависимости от гендерных различий соискателей. Статистика утверждает, что в России женщины занимают 40% руководящих постов – рекордный уровень в мировой практике. Однако при детальном анализе выясняется множество существенных нюансов. Так 77% российских топ-менеджеров – мужчины. А в отдельных отраслях, например, в строительной, женщина-руководитель – скорее исключение: 0,1% из всего числа руководящих работников. В чем следует искать причины?
Не все хотят наверх
Как отмечено ранее, основная часть женщин-руководителей в России – это менеджеры среднего звена. Навряд ли это стоит рассматривать как факт дискриминации. В действительности, многие женщины просто не стремятся к достижению руководящих постов. В проведенном исследовании кадрового агентства «Контакт» говорится, что достичь вершин карьерной лестницы мечтает 68% мужчин и только 53% женщин. А желание стать владельцем бизнеса изъявили только 19% опрошенных дам.
На потенциальное завершение карьеры влияет и «стартовая» позиция. Многие в молодости выбирают работу, которая не предполагает роста до уровня CEO. Это касается бухгалтеров, дизайнеров, менеджеров по рекламе. Специалисты в продажах, по большей части, тоже всегда остаются работниками нижнего звена. Только исключительно решительные дамы достигают высших руководящих постов в подразделениях компаний, отвечающих за сбыт продукции и услуг.
Старые проблемы еще актуальны
На самом деле женщины часто сталкиваются с проблемами именно при назначении на руководящие должности. В подобной ситуации им приходится доказывать свой профессионализм и лояльность к компании. Мужчинам проще занять вакантную должность. Им достаточно продемонстрировать свой потенциал, чтобы получить назначение.
Этот атавизм берет начало со старых добрых времен, когда большими предприятиями руководили исключительно мужчины, а таких выдающихся женщин-руководителей, как Екатерина Тихомирова можно было увидеть только на телевизионных экранах. «Москва слезам не верит» – один из величайших фильмов Советской эпохи и наше отношение к этому фильму, и к его режиссеру Владимиру Меньшову, навряд ли изменится даже в том случае, если типаж директора камвольного комбината оказался социальным заказом партийного руководства страны. Это не более, чем предположение, так как сформировавшаяся в то время элита, этот фильм, по словам режиссера, не приняла. А ведь это говорит о многом.
Привычка уступать
Обсуждая рабочие моменты, женщины склонны использовать местоимение «мы» вместо «я». Особенно ярко это проявляется во время обсуждения заслуг. Женщина стремится как бы раствориться в коллективе, чтобы не выпячивать свои достижения. В аналогичной ситуации мужчина свободно заявит о находке или изобретении, даже если он разработал эту идею в соавторстве с коллегами. Женщине, планирующей продвинуться по карьерной лестнице, необходимо обратить внимание окружающих на себя любимую. А для этого стоит говорить прямо и уверенно о своих собственных достижениях.
Не лучшим попутчиком является и излишняя эмоциональность. Женщина-руководитель воспринимает все слишком субъективно. Мужчинам проще абстрагироваться от личностных категорий. Они в большей степени приспособлены к оценке ситуации с точки зрения наблюдателя. И это дает им серьезную фору в решении вопросов, которые требуют пренебречь интересами отдельных сотрудников во имя результатов в развитии предприятия. Это далеко не всегда означает «перешагивать через людей», хотя в этом виде служебного многоборья мужчины ушли гораздо дальше.
Трудовая этика на большинстве российских предприятий не предусматривает лояльного отношения к подчиненным. Это позволяет руководству годами не повышать зарплаты и, что совсем не редкость, ухудшать первоначальные условия. В такой ситуации большинство мужчин предпочтет найти другое место работы, на котором они смогут реализовать свой потенциал. В то же время многие женщины промолчат и предпочтут смириться с данностью.
Ошибки – вот еще одна напасть, от которой не застрахован каждый из нас. Как правило, они происходят неожиданно, и всегда вызывают стресс. У женщин срабатывает «презумпция вины» и они думают, как объяснить свои действия вышестоящему руководству. У мужчин, по крайней мере у большинства, срабатывает «презумпция невиновности». Они доказывают, что действовали правильно, но получилось «вопреки».
Зависть и дискриминация «наоборот»
В России 70% женщин руководят преимущественно женскими коллективами. И чем меньше в команде мужчин, тем больше вероятность того, что со временем коллектив превратится в исключительно женский, и зачастую, «себе на погибель».
Тема зависти в женском коллективе говорит сама за себя. Многие из подчиненных неспособны критически оценивать результаты собственной, и, уж тем более, чужой работы, поэтому склонны видеть чужой успех как результат закулисной борьбы. Так что женщинам-руководителям, гораздо чаще, чем мужчинам, приходится негласно отстаивать свое право на занимаемую должность.
В качестве резюме
Во-первых, руководителем любого ранга должен становиться профессионал. И неважно, кто это, мужчина или женщина. А в профессионализме женщины с их склонностью к дотошности и желанием вникнуть в самые мельчайшие детали, мужчинам не уступают, это однозначно. И учитывая то, что в России все-таки 40% руководящих должностей, пусть даже и среднего звена, занимают женщины, служебные отношения нового типа, основанные на лояльности к подчиненным, все равно пробьют себе дорогу.
И во-вторых, в современной России существует достаточно примеров успешных женщин, стоящих во главе компаний. Они нашли в себе силы создать новую фирму или возглавить существующую. Среди нынешних CEO можно привести в пример Марину Седых, которая с 2000 года является бессменным руководителя Иркутской нефтяной компании; Светлану Виноградову, руководителя группы компаний «Рольф», ее карьера на этом предприятии началась в 1994 году; Татьяну Бакальчук, основателя крупнейшего в России интернет-магазина Wildberries. И главное, этот перечень можно продолжать.