В сентябре 2017 года стало известно, что Gucci, Yves Saint Laurent, Louis Vuitton и Dior отказались от приглашения на работу манекенщиц с размером одежды меньше французского 34. Отныне это правило действует для всех люксовых брендов под управлением холдингов Kering и LVMH. Случайное ли это событие или некий глобальный тренд?
Как создавался тренд
В первую очередь надо отметить, что стандартов женской красоты никогда не существовало. Вспомните пышных рубенсовских женщин и сравните их с более утонченными дамами Франсуа Буше. Если вы посмотрите на фотографии самой известной обольстительницы XX века, Маты Хари, то обнаружите, что ее тело было округлым. Единственная причина, по которой худоба и пресловутые «90-60-90» держались в тренде последние десятилетия – желание многих женщин соответствовать стандартам, которые формировались высокой модой и фитнес-культурой, превратившейся в индустрию. Оказалось, что от «лишних» килограммов может избавиться каждый, с помощью усиленных тренировок и специальных диет. И реклама раскрыла перед нами все изобилие этих программ и продуктов.
Заблуждения
К сожалению, иногда физические нагрузки и строгие диеты становятся у женщин приоритетными задачами, а забота о здоровье отходит на второй план. Активное похудение, как и любое действие над организмом, невозможно без консультации врача и советов опытных специалистов. У каждого организма существуют собственные уникальные ограничения. Именно их и нужно учитывать во время прохождения курса похудения, если он вообще необходим.
О неадекватности стандартов заговорили давно. Многие модели в своих мемуарах писали о жестких ограничениях, продиктованных менеджерами. Периодически в СМИ всплывали скандалы, связанные с анорексией манекенщиц, которые буквально выкарабкались с того света или просачивалась информация, что в качестве моделей модные дома использовали несовершеннолетних девушек, чья субтильность – естественная биологическая черта.
Новый взгляд
Основное несоответствие, связанное со «стандартами» красоты – это модернистское мышление в постмодернистском мире. «Стандарт» и «правильность» – категории, которые использовали в прошлом. В повседневной жизни не осталось никаких «правильностей». Семья, религиозные и политические убеждения, мода - каждый выбирает тот образец, который ему кажется подходящим. И никто не пытается осуждать или оспаривать выбор индивидуума.
Почему же термины «красивая фигура» и «здоровый образ жизни» до сих пор прочно увязаны в нашем сознании с так называемыми стандартами? Во всех странах существует определенный процент женщин, чья полнота обусловлена генетически. Они могут перестать есть совсем, но при этом не станут худыми. Склонные к полноте, они легко набирают вес и, соответственно, выпадают из «стандартных» рамок. Массовая культура просто не принимала их существование во внимание.
К счастью, ситуация изменилась. И не последнюю роль в этом сыграл Instagram: популярная платформа привлекла полных моделей. Спрос на них существовал с незапамятных времен, но в XX веке модели plus size находились в тени модной индустрии, и публикации фотосессий в модных журналах были явлением скорее исключительным. С появлением Instagram оказалось, что пышногрудые дамы чувствуют себя вполне уверенно. Они часто появляются перед камерами в одежде, которая подчеркивает фигуру. Сегодня их образ жизни и отношение к собственному телу положительно воспринимаются всеми женщинами.
В течение последних нескольких лет тренд на манекенщиц-андрогинов угасает. Уже упомянутые французские бренды были далеко не первыми, кто закрыл путь на подиум моделям с фигурой размера 0. Еще в 2010 году дизайнер Виктория Бэкхем запретила таким женщинам участвовать в показах новых коллекций. Параллельно модные дома в Европе и Соединенных Штатах стали приглашать на подиум моделей plus size. Таким образом, когда массовая культура стала меньше зависеть от менеджеров из корпораций и больше – от мнения общественности, понятие «стандарт женской красоты» кануло в Лету, заняв почетное место где-то между классовой сегрегацией и борьбой с ересью.
Тело человека уникально, и попытка подогнать его под стандарт лишена всякого смысла. Если каждый может выбрать наряд, стиль жизни и семейный статус, не вызывая нарекания окружающих, то окружающие тем более не вправе осуждать его фигуру. Красота нашего мира – в многообразии. И нашему поколению повезло, что теперь можно открыто восхищаться внешностью Тары Линн или Эшли Грэм.